Послесловие: Десять лет спустя



"Я думаю, что хакеры являются самыми преданными, творческими и наименее
уважаемыми компьютерными программистами, которые являются самыми
интересной и эффективной частью интеллектуалов со времен подписания
Конституции США± Ни одна другая группа людей, которых я знал, не сумела
начать высвобождение технологии и не добилась в этом таких же успехов как
они. Они делали это не только в пику интересам корпоративной Америки, их
успех принуждал корпоративную Америку принимать их стиль. В реорганизации,
посредством персональных компьютеров, Информационного Века вокруг
личности, хакеры внесли достойный вклад в спасение американской экономики±
Самая негромкая из всех молодежных субкультур 60-х годов была одновременно
самой новаторской и мощной±"


Стюарт Бранд

Основатель Whole Earth Catalog

В ноябре 1984 года, на продуваемом всеми ветрами и сыром мысу на севере
Сан- Франциско, сто пятьдесят канонических программистов и техно-ниндзей
собрались на первую Хакерскую Конференцию.
Первоначально организованное создателем Whole Earth Catalog, которого
звали Стюарт Бранд, это мероприятие превратило заброшенный армейский
лагерь во временную штаб-квартиру Хакерской Этики. И совсем не случайно,
что это собрание было увязано с публикацией этой книги, на страницах
которой было описано много различных лиц, потому во многих случаях они
встречались друг с другом впервые. Хакеры первого поколения из МТИ, такие
как Ричард Гринблатт болтали вместе со светилами из клуба Самодельщиков,
такими как Ли Фельзенштейн, Стефеном Возняком, а также царями всех игр -
Кеном Вильямсом, Джерри Джевелом и Дугом Карлстоном. Волшебники кисти
нового компьютера Macintosh встречались с людьми, которые занимались
хакерством "Космических Войн". Все спали на обычных койках, сообща мыли
тарелки и таскали столы. Спали минимум. Иногда на несколько часов пропадал
свет, и народ болтал при свете ламп и фонариков. Когда свет снова дали, то
все рванули в комнату, где стояли компьютеры чтобы показать друг другу
свои хаки, с такой энергией, которую возможно эта страна не видела со
времен стад буйволов, носившихся по ее территории.
Я помню, думал: "Вот эти точно настоящие хакеры". Меня поначалу охватил
страх, когда я оказался в окружении ста пятидесяти дотошных потенциальных
критиков, которые внимательно просматривали копии моей первой книги. Те, о
ком были упоминания в тексте, немедленно искали свои фамилии в индексе,
начинали ее просматривать на предмет точности и технической правильности.
Те, кого в индексе не оказалось, имели угрюмый вид, и в этот день, каждый
раз когда я с ними сталкивался, персонально или в эфире киберпространства,
они мне выражали свое неудовольствие. Но, в конце концов, все успокоились
и развеселились. Хакерская Конференция, которую все собрались проводить
ежегодно, превратилась в площадку для воодушевленных дебатов с участием
большого количества народа, и они продолжались и в этот день и в прочие.
Разговоры шли о будущем хакерства и Хакерской Этики, в том же ключе, как
это было описано в книге.
Термин "хакер" всегда сбивал с толку дискуссию. Когда я писал эту
книгу, это понятие все еще не было до конца ясным. И в самом деле, за
несколько месяцев до публикации, мой редактор сказал мне, что люди,
занимавшиеся продажами в Double-day, попросили изменить заголовок книги на
"Кто знает кто такой хакер?". К счастью, нам удалось оставить оригинальное
название, и к середине 80-х годов этот термин уже укоренился в
профессиональном жаргоне.
К сожалению, для многих истинных хакеров, популяризация этого слова
стала катастрофой. Почему? Слово "хакер" приобрело негативную
специфическую окраску. Проблемы начались после того, как были произведены
получившие широкую огласку аресты тинэйджеров, которые при помощи
компьютера проникали в запретные цифровые владения, такие как
правительственные компьютерные системы. Непонятно почему журналисты,
освещавшие все эти события, называли всех этих молодых фраеров хакерами,
видимо лишь только по тому, что эти дети сами так себя называли. Но слово
быстро стало синонимом "цифрового преступника".
На страницах национальных журналов, в телевизионных спектаклях и
фильмах, в романах, как в престижных, так и в дешевых, возник стереотип:
хакер - это антисоциальный дегенерат, чьим отличительным признаком
является способность сидеть перед клавиатурой и заниматься таинственными
вещами криминального толка. В соответствии с тем, что там было написано,
все, что было подсоединено к компьютеру любого рода, начиная от ядерных
ракет до подъемной двери гаража, могло легко контролироваться костлявыми
хакерскими пальцами, которые молотили по клавиатуре дешевого PC или
рабочей станции. В соответствии с этим определением в лучшем случае хакер
был добродушным и невинным существом, который не понимал какой силой он
владеет. В худшем случае, это был террорист. За прошедшие несколько лет, с
появлением компьютерных вирусов, хакер в буквальном смысле
трансформировался в злобную силу.
Что правда, то правда - некоторые из самых праведных хакеров в истории,
в своем неотступном следовании Пожизненному Императиву, были известны
своими насмешками и глумлением над правами собственности или легальностью
кода. Шутки всегда были частью процесса хакерства, но вывод, что все эти
хитрые увертки являются сутью хакерства, был не только не верен, но и
оскорбителен для истинных хакеров, чьи работы изменяли мир, и чьи методы
заставляли смотреть на окружающую действительность под другим углом.
Каково было им читать в газете или смотреть по телевизору о бесталанных
подростках, учившихся в старших классах и лазивших по доскам объявлений
(BBS), скачивавших с них уже готовые системные пароли или коды кредитных
бюро, а затем использовавших их для нанесения ущерба при помощи
компьютеров и при этом слышать, как средства массовой информации называют
их хакерами± Для тех людей, кто знал себе цену - это было слишком. Они
были вне себя. Хакерское сообщество все еще бурлило, после того как их
публично выставили в далеко не лучшем свете в 1988 году, на Хакерской
Конференции 5.0. Тогда группа журналистов из CBS News, которая официально
заявила о том, что она хотела бы подготовить сюжет о днях славы
канонических хакеров, но вместо этого по ТВ был запущен кусок, в кадре
которого постоянно маячили специалисты по безопасности, предупреждавшие
всех о Хакерской Угрозе. Я думаю, что сейчас Дэна Расера, журналиста,
который отвечал за съемку, настоятельно предупредили, что ему стоит
держаться подальше от всех будущих Хакерских Конференций.
Но за последние несколько лет, я полагаю, начался отлив. Все большее
количество людей стало знакомиться с духом истинного хакерства, то есть, в
том виде как оно описано на этих страницах. Они не только прочитали и
ознакомились с хакерскими идеями и идеалами, но они также приняли их и
осознали, и, как говорил Бранд, они кое-чему научились.
Такая перемена была вызвана некоторыми вещами. Первое - это сама
компьютерная революция. Количество людей, которые использовали компьютеры,
выросло от сотен тысяч до сотен миллионов и многоликая магия машины
донесла, наконец, свое скрытое сообщение, а те кто решился исследовать ее
силу, не мог не думать о своих предшественниках.
Вторым стала Сеть. Миллионы людей связывались друг с другом по
компьютерным сетям, серьезные хакеры вступили в ряды десятков миллионов
людей, в объединение, которое называлось Internet. Это было как
трубопровод, который соединяет между собой людей и облегчает работу над
совместными проектами, а также является местом разговоров и проведения
конференций, с большим количеством разговоров по проблемам, которые
подняла Хакерская Этика и ее конфликтом с финансами и Реальным Миром.
В конечном счете, истинные хакеры поостыли. В начале 90-х годов
возникло новое культурное движение "киберпанк" - футуристические черные
романы новой волны научной фантастики таких великолепных авторов как
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг и Руди Ракер. И когда во флагманском журнале
движения, под названием Mondo 2000 (имя, взятое из Reality Hackers)
началось освещение принципов киберпанка, оказалось что большинство из них
берет свое начало в Хакерской Этике. То, во что TMRC верило изначально и
не разглашал никому ("Информация должна быть свободна", "Доступ к
компьютерам должен быть неограниченным для всех", "Не доверяйте властям"±)
все это было перетасовано и помещено на самый верх.
В тот момент, когда киберпанк столкнулся с Духом Времени, средства
массовой информации были готовы показать более широкий и положительный вид
хакерства. Появились целые издания, точка зрения которых совпадала с
основными принципами хакерства: Mondo 2000, Wired , а также множество
журналов для фанов этого дела с такими названиями как Intertek и Doing
Boing. Была также активная компьютерная торговая пресса, которой
занимались журналисты, отдававшие себе отчет в том, что своей работой они
целиком обязаны хакерству. И что еще более важно, принципы хакерства были
взяты на перо журналистами в тех традиционных изданиях, которые поначалу
из-за своего невежества писали про хакерство всякие гадости.
Люди поняли, что двигало хакерами, для них стало возможно использование
этих идей как меры для оценки ценностей Силиконовой Долины. Для
благополучия Apple Computer хакерские идеалы были особенно значимы; они
были основой ее души. Даже более строгие компании начали понимать, что
если они хотят добиться успеха в своей области, то им требуются такие же
свойства, как у хакеров: энергия, дар предвидения и умение упорно решать
задачи. В свою очередь от компаний в этом случае требовалось ослабить свои
правила, для того чтобы в него мог влиться легкий анархический хакерский
стиль.
Но что было лучше всего, эти идеи начали проникать помимо компьютерной
индустрию в обычную культуру. Как я понял во время написания Хакеров, идеи
этой темы могут быть применены почти к любому роду деятельности, где
приходит вдохновение. Баррел Смит, разработчик компьютера Macintosh,
сказал то же самое что говорилось на одном из собраний первой Хакерской
Конференции:
"Хакеры могут делать практически все и при этом оставаться хакерами.
Мы даже можете быть плотником-хакером. Это не обязательно связано с
высокими технологиями. Я думаю, что это в основном связано с вашим
мастерством и тем, что вы делаете".
И, наконец, новое о некоторых главных героях Хакеров, десятью годами
спустя.
Билл Госпер работает консультантом и живет в Силиконовой Долине. Все
еще занимается своими хаками, исследуя тайны математики, фракталей, а
также игры LIFE, но зарабатывает себе на хлеб консалтингом. Он все еще
холостяк, и объясняет это в книге More Mathematical People, что иметь
детей, или даже подругу, будет проблематично потому, что "вне зависимости
от того сколь здравые усилия я прилагаю, для того чтобы дать детям
внимание, которого они заслуживают, они все равно почувствуют, что
компьютер возьмет верх".
Компания Ричарда Гринблатта по выпуску LISP-машин была поглощена
корпоративной утробой. Поработав консультантом, он организовал свою
маленькую компанию, которая занималась разработкой медицинских приборов,
которые позволяли передавать по телефонной линии голос и данные. Он тоже
много размышлял о будущем хакерства, и проклинал день, когда
коммерциализация вскружила голову людям, в славные былые дни работавшим
над некоторыми проектам МТИ (с государственным финансированием). Но он
также говорил: "хорошая новость заключается в том, что стоимость всего
этого дела падает с такой скоростью, что сейчас можно делать такие вещи в
качестве хобби (брать или не брать "хобби" в кавычки - личное дело
каждого). Стало возможным заниматься серьезной работой самостоятельно".
В отличие от своих друзей, которые вместе с ним были первопроходцами
персональных компьютеров в эпоху Самодельщиков, Ли Фельзенштейн так
никогда больше и не поправил свои дела. Хотя он и вкусил достаточно славы
в технокультуре, его собственные предприятия, которые сводились все вместе
под крышей борющейся компанией Golemics, оставались все такими же
маргинальными. Однако, в начале 90-х годов, он сумел получить работу, о
которой только можно было мечтать, в компании Interval, хорошо
финансируемой фирме из Силиконовой Долины, которая сосредоточилась на
изобретениях следующего поколения технологического совершенства. Ему уже
недалеко до пятидесяти, личная жизнь Ли более или менее вошла в колею. У
него было несколько серьезных связей и в настоящий момент он живет с
женщиной, с которой он познакомился через компьютерную сеть Whole Earth
'Lectronic Link.
Он по-прежнему одержим и посвящает свои силы социальным изменениям,
которые несут с собой компьютеры. В течение определенного периода времени
он даже носился с идеей "цифровых бойскаутов", которых он называл Лигой
Хакеров. И он все еще верит, что "Память Сообщества", если ей дать выход в
сеть, окажет достойное влияние на окружающий мир.
Кен Вильямс все еще председатель Sierra On-Line. У компании были свои
взлеты и падения, но, как и ее удачливый конкурент - Broderbund, в отличие
от менее удачливой и прекратившей свое существование Sirius, сейчас имеет
размеры еще большие. В ее штаб-квартире, в Окхарсте сейчас работает около
700 человек. В 1992 году компания стала открытым акционерным обществом;
Кен, благодаря своей доле, является мультимиллионером. Sierra
инвестировала миллионы долларов в интерактивную сеть компьютерных игр;
AT&T приобрела двадцать процентов этого предприятия. Роберта Вильямс
является самым популярным дизайнером игр в компании, и заработала бурные
аплодисменты за ее приключенческую серию игр King's Quest.
Кен считает, что для старого хакерского духа в Sierra осталось мало
места. "Раньше один человек - Джон Харрис, мог заниматься проектом", -
говорил Кен, "Теперь, наши игры делают пятьдесят с лишним человек.
Мы не начинаем ни одного проекта без бюджета в миллион долларов
минимум. В игре King's Quest VI сценарий был описан на семистах страницах,
который читали свыше пятидесяти профессиональных актеров.
Это был единственный и самый большой проект со звукозаписью, который
вообще когда-либо делался в Голливуде".
Кен Вильямс сказал мне, что Джон Харрис по-прежнему живет в Окхарсте, у
него есть свой маленький бизнес по продаже программного обеспечения, с
помощью которого создаются заставки для компаний, занимающихся кабельным
телевидением. По словам Вильямса, Джон Харрис все еще пишет софт под свой
давно устаревший компьютер Atari 800.
Как можно было ожидать от последнего истинного хакера, Ричард Столлман
решительнее всех остается приверженным идеалам лаборатории ИИ в МТИ. Его
компания, Free Software Foundation (FSF), в соответствии с Wired,
"является единственной в мире благотворительной организацией, которая
поставила себе цель разработки бесплатного программное обеспечение".
Столлман также много работал в League for Software Freedom ("Лига за
свободу программного обеспечения") - группа, которая отражала его веру в
то, что проприетарное программное обеспечение является бельмом на глазу.
В 1991 году, его усилия привлекли внимание тех, кто отвечал за выдачу
"грантов для гениев" в McArthur Fellowship. В последний раз, когда я с ним
встречался, Столлман занимался организацией демонстрации против Lotus
Development Corporation. Его протест касался их программных патентов. Он
верил, и продолжает верить, что информация должна быть свободной".

Хакинг | Главная | Содержание

Hosted by uCoz